ГИМНАЗИЯ 1306 — АССОЦИИРОВАННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО — ШКОЛА МОЛОДЫХ ПОЛИТИКОВ
Государственное автономное образовательное учреждение

О гимназии Партнеры Гимназии Образование Дошкольные отделения Клуб молодых политиков Студии гостиные Пресс-центр День ЮНЕСКО Международные программы Наградная лента

Образование

Режим работы гимназии Образовательная программа Олимпиады, конкурсы, конференции Иностранные языки в гимназии Образовательный туризм Методическая коллекция Проектно-исследовательская деятельность 9−11 классы Проектно-исследовательская деятельность 5−8 классы Проектно-исследовательская деятельность 1−4 классы Организация питания Календарь гимназических событий Анонс Гимназических событий Экзамен «TRINITY» Просветительская деятельность по программе «Государственно-частное партнерство в образовании»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

С какого возраста можно начинать обучение исследовательской деятельности? Пока взрослые задаются такими вопросами, дети уже вовсю познают окружающий мир методом проб и ошибок: проверяют, будет ли хомячок кушать мясо и что произойдёт, если в электрическую розетку налить воды (всё это, по определению современной педагогики, не что иное, как поисковое исследование). Или задумываются, из каких яиц быстрей выведутся цыплята – из сырых или варёных –  смело рассаживают их на батарее и проводят дни в ожидании, пока мама не  почувствует в квартире странный запах. Что это как ни экспериментальная проверка альтернативных гипотез?

Чем старше становятся дети, тем более серьёзные вопросы они ставят перед собой, тем больше понимают свою ответственность, и тем реже они пытаются идти в  решении задачи своим путём. У нас часто просто не хватает времени на то, чтобы предоставить нашим детям возможность побыть экспериментатором-первопроходцем –  ведь всё, что положено знать по школьной программе, уже известно, стоит лишь взять учебник, прочитать и выучить наизусть. Узнать надо так много, а времени так мало! И в какой-то момент мы начинаем понимать, что, «приобретая» знатоков, мы «теряем» в наших детях исследователей. Что делать?

Исследовательская деятельность призвана позволить детям ощутить радость исследования, показать им путь получения нового, помимо чтения страниц учебника. На наших практических и лабораторных занятиях разрешается делать ошибки, с интересом рассматриваются результаты, опровергающие «правильные» гипотезы; с удовольствием встречается инициатива любых, на первый взгляд, даже самых незначительных исследований; приветствуется направленная и осознанная деятельность ребёнка в процессе узнавания нового. Одновременно с этим дети обучаются основным методам научного исследования: они учатся не только грамотно ставить эксперимент, собирать и обрабатывать данные. Дети учатся задавать исследовательский вопрос, формулировать гипотезу или прогноз, анализировать саму процедуру научного исследования. Чем старше становятся школьники, тем больше их исследование «обрастает» необходимой научностью подходов и  содержания. Так, в ходе курса «Я открываю мир» пятиклассники осваивают базовые лабораторные техники и манипуляции, а ученики 9−го класса на уроке биологии вполне серьёзно исследуют на практике влияние концентрации хлорида натрия на  процесс осмоса в растительных тканях.

Исследовательский подход, конечно, не ограничивается проведением лабораторных опытов. Наши ученики учатся получать информацию из различных источников, критически относиться к этой информации, преобразовывать её и формировать новые – на их уровне — знания.

Урочная деятельность и работа кружков второй половины дня связаны воедино исследовательским подходом к обучению и представляют собой целостное воздействие на умы и умения наших детей ради развития и воспитания в них исследовательских качеств, любознательности, открытости и самостоятельности. Основную роль в организации исследовательской работы в 5−8 классах возложена на  кафедру Естественных наук, которая постоянно работает над улучшением методов обучения исследовательским навыкам и критическому мышлению. Содержательно наши занятия связаны темой, над которой в этом году работает вся наша гимназия –  «Культурное, интеллектуальное и природное наследие ЮНЕСКО». Работая вплотную с  живыми и неживыми природными объектами, изучая и анализируя научное наследие прошлых веков и современные достижения естественных наук, овладевая современными технологиями проведения экспериментов, мы вносим свой вклад в  общее понимание роли и значения культурного и научного наследия в жизни современного человека, в его общении с природой, в перспективах его развития в  будущем.

Вторая половина дня устроена таким образом, что школьники имеют возможность посещать занятия в научных лабораториях 1−2 раза в неделю. Для учеников 5−х  классов предлагается пропедевтический курс «Я открываю мир», проходя через который дети осваивают базовые лабораторные манипуляции, учатся фиксировать наблюдения, делать выводы и ставить простые проблемные вопросы. Занятия в  научно-исследовательской лаборатории «Ступени познания» дают учащимся 6−7  классов возможность работать с более сложным оборудованием, обучают более сложным приёмам фиксации и анализа данных, развивают в детях чувство ответственности при проведении длительного наблюдения за живым объектом и при работе в паре. Приобретенные навыки гимназисты основной ступени продемонстрируют в полной мере во время проведения Интеллектуального марафона, который пройдёт в гимназии в апреле 2010 года.

Начиная с прошлого года, гимназия работает над организацией исследовательской деятельности учащихся совместно с ВУЗами и  научно-исследовательскими институтами Москвы. В этом году ученики 9 и 11 классов проводят исследование в области изучения особенностей человеческого организма совместно с учёными биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Наша гимназия осуществляет взаимосвязь со многими научными центрами г. Москвы и Подмосковья. Эта деятельность охватывает несколько направлений, одним из которых является организация ознакомительных экскурсий в  научно-исследовательские институты и на передовые научно-производственные объекты.

Только за последние два года учащиеся гимназии посетили научные лаборатории Биологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, института Биоорганической химии РАН в г. Москве и ФИБХ в г. Пущино, побывали в Музее РКК «Энергия» и в Центре управления полетами в г. Королеве, были на экскурсии в Московском филиале крупнейшей аэрокосмической корпорации «Боинг».

Другой перспективной формой взаимодействия является выполнение старшеклассниками экспериментальных задач на базе научно-исследовательских институтов. Под руководством специалистов учащиеся получают возможность знакомиться с различными методиками измерений, приобретают навыки работы с  измерительными приборами, учатся обрабатывать результаты.

В сентябре 2009 года гимназия 1306 заключила договор о сотрудничестве с  крупнейшим государственным учебно-научным учреждением — Биологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В  рамках договора предусмотрено выполнение совместного научно-исследовательского проекта по теме «Биологические и социальные факторы адаптации детей и молодежи России в современных условиях супериндустриального и урбанизированного общества».

Выполнение проекта предполагает от учащихся самостоятельного поиска ответов на ряд проблемных вопросов, например: Как влияет жизнь в мегаполисе на  физическое развитие подростков, Насколько адаптированы учащиеся старших классов к школе и каковы объективные критерии оценки этой адаптации и т.п.

Проект выполняется учащимися 9−го и 11−го классов под руководством сотрудников кафедры антропологии Биологического ф-та МГУ доктора биологических наук Негашевой М.А., доктора биологических наук Бахолдиной В.Ю. и сотрудника кафедры физиологии человека и животных Биологического ф-та МГУ кандидата биологических наук Кудряшовой Н.Ю.

Сбор и обработка данных будет проводиться с использованием новейших методик и с использованием современного оборудования, которое будет любезно предоставлено сотрудниками факультета.

Исполнители проекта проведут индивидуальную оценку физического развития, состава тела и уровня адаптации учащихся 8−11 классов, используя следующие критерии:

  1. возраст
  2. рост
  3. вес тела
  4. масса тела
  5. систолическое и диастолическое давление
  6. частота пульса
  7. оценка адаптации по Баевскому
  8. жировая масса
  9. доля активной клеточной и скелетно-мышечной массы.

Учащиеся также проведут психологическое тестирование по составленным ими тестам. Настоящий проект является не только учебным, но представляет научный интерес в рамках многолетней исследовательской работы, проводимой на  Биологическом ф-те Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Данное исследование выполняют учащиеся 9 класса.



Главная страница    Контактная информация     Электронный дневник  
Официальный сайт ГАОУ Гимназия 1306: http://gymg1306.mskobr.ru/
© 2001−2013 Государственное автономное образовательное учреждение Гимназия 1306, administration@sch1306.ru