ГИМНАЗИЯ 1306 — АССОЦИИРОВАННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО — ШКОЛА МОЛОДЫХ ПОЛИТИКОВ
Государственное автономное образовательное учреждение

О гимназии Партнеры Гимназии Образование Дошкольные отделения Клуб молодых политиков Студии гостиные Пресс-центр День ЮНЕСКО Международные программы Наградная лента

Образование

Режим работы гимназии Образовательная программа Олимпиады, конкурсы, конференции Иностранные языки в гимназии Образовательный туризм Методическая коллекция Проектно-исследовательская деятельность 9−11 классы Проектно-исследовательская деятельность 5−8 классы Проектно-исследовательская деятельность 1−4 классы Организация питания Календарь гимназических событий Анонс Гимназических событий Экзамен «TRINITY» Просветительская деятельность по программе «Государственно-частное партнерство в образовании»

Программа внеурочной деятельности по биологии в гимназии №1306. Образовательный туризм.

Руководитель программы к.б.н., научный сотрудник Биологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, учитель биологии и химии в гимназии №1306

Кудряшова Нина Юрьевна

  В период реформирования среднего образования на разных уровнях горячо обсуждаются вопросы содержания школьных программ. Проблема заключается в  отыскании правильных  пропорций между естественнонаучными, гуманитарными и  математическими знаниями, получаемыми учащимися в средней школе. При этом высказываются диаметрально противоположные точки зрения на роль естественных наук в современном школьном образовании.

Между тем многие российские и зарубежные ученые высказывают мнение, о том, что  страна, которая хочет «адекватно отвечать вызовам времени, должна опираться на хорошее математическое и естественнонаучное образование».

 Одно из первых мест в системе естественных наук занимает биология. Научные открытия последних десятилетий вывели биологию на качественно новый уровень.

Современные биотехнологии не только меняют наши представления  об окружающем его мире, но и представляют серьезную опасность, как для самого человека, так и для  Биосферы в целом. Поэтому необходимо разработать такую систему обучения, которая вооружила бы будущего специалиста, профессионала в любой области, необходимыми биологическими знаниями и  прогностическим мышлением.

Особенно важны биолого-экологические знания для будущих государственных деятелей, политиков, которым будет доверено принимать  решения, от которых в прямом смысле зависит будущее Человечества.

Гимназия 1306 – школа молодых политиков, поэтому наверно, неслучайно, что идеи реформирования школьного биологического образования нашли здесь понимание и поддержку. 

На кафедре естественных наук гимназии  для учащихся 9−11 классов автором была разработана программа  элективного курса по биологии «Наука о жизни: Ступени познания». Программа осуществлялась в рамках дополнительного образования школьников во внеурочное время.

Какие проблемы в обучении биологии призвана решать эта программа?

Во-первых, в школьном курсе биологии мало внимания уделяется биологии как науке, ее истории, достижениям и перспективам. Эти вопросы разбросаны по  разным темам, поэтому у учащихся не сформировано полное представление о  биологии как науке. Элективный курс «Наука о жизни: ступени познания» позволяет не только обогатить знания старшеклассников по биологии, но и показать, что биологическая наука – это результат трудов многих поколений ученых-исследователей.

Во-вторых, содержание учебников по биологии устарело лет на 40.

В последние десятилетия возникли новые направления в биологии: молекулярная биология, бионика, радиобиология, космическая биология.  Для современного этапа характерно также сближение биологии с другими дисциплинами и появление интегрированных наук, таких как  биохимия, биофизика, биогеохимия и  др.

Знакомство с этими направлениями,  а также с новейшими открытиями в  биологии, не вошедшими в школьные учебники, позволит расширить   кругозор учащихся и послужит созданию целостного естественно — научного восприятия мира.

В третьих, биологические знания в школьном курсе не ориентированы на  их применение, как в повседневной жизни, так и в будущей деловой сфере. Поэтому на  уроках биологии  учащиеся обычно немотивированны, их  познавательная активность невысока. Цель данного курса – развитие мотивации учащихся к познанию и  творческому восприятию биологических фактов и  закономерностей.

В четвертых, традиционные школьные программы не развивают  прогностическое, системное мышление. Обычно перед учащимися ставится задача запомнить как можно больше фактического материала. При этом школьники  не получают навыков самостоятельного мышления, не владеют  научным методом познания мира.

Задачами курса были:

1. Ознакомление учащихся с системой биологических наук, достижениями и  перспективами развития.

2. Формирование целостного научного мировоззрения, биологического мышления, понимания значимости биологии в настоящее время.

3. Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению.

4. Воспитание экологического сознания учащихся, которое включает в себя понимание экологических законов, действующих в природе,  а также познание человеком самого себя как элемента экологической системы.

5.Содействие профессиональной ориентации школьников, расширение их  представлений о различных сферах научной деятельности и наукоемких производствах.

Методы обучения:

Причиной перечисленных выше проблем обучения является методика преподавания биологии в школе. Учитель постоянно ощущает дефицит времени, пытаясь  «вложить в головы учащихся» весь объем необходимой информации. Традиционная система обучения направлена лишь на воспроизведение, но не на осмысление материала. В рамках школьного курса не ставится задача деятельного подхода к  изучению предмета.

В отличие от традиционного обучения  данный курс,  помимо лекций, предусматривает большую долю самостоятельного поиска учебного материала, работу с различными источниками информации, разнообразные формы занятий.

Одной из важнейших форм такой работы стал образовательный туризм.

Перед автором стояла задача познакомить учащихся с работой Биологических институтов и научно-исследовательских лабораторий, с проблемами, стоящими перед современной биологической наукой и последними достижениями в области биологии.

Для этого планировалось совершить ознакомительные поездки в: Институт Биоорганической химии  имени М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской Академии Наук в Москве  и в  ФИБХ (Филиал Института Биоорганической Химии) г. Пущино, а также посетить различные кафедры Биологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Особенностью работы по данному направлению являлось  наличие развернутого предварительного подготовительного этапа, который проходил в школе до поездки и ведение проектных работ в рамках самой поездки.

Условия реализация программы

Поездки в институты были организованы за счет средств школьного фонда, собираемого родительским комитетом. Для организации самих поездок были задействованы дружеские и деловые связи автора программы.

Реализация программы

   В ноябре 2008 для учащихся 10 и 11 классов состоялась экскурсия в Институт Биоорганической Химии имени М.М. Шемякина и  Ю.А. Овчинникова Российской Академии Наук. 

Наиболее значительными научными разработками, выполненными в институте, являются работы по получению лекарственных препаратов.

Лабораторные исследования, проводимые в Институте, легли в основу технологий производства рекомбинантных  гормона роста человека, фактора некроза опухолей человека, альфа- и бета- интерферонов и ряда других лекарственных препаратов.

С 2003 года ИБХ начал выпуск препаратов инсулина человека – ИНСУРАН. ИНСУРАН входит в список ТОП-10 лидеров продаж программы ДЛО в  г. Москве.

Учащиеся посетили лаборатории ИБХ и проникли в святая святых – в промышленные цеха по производству инсулина.

После  проведения экскурсии:

А). Состоялся семинар по теме: «Биотехнологии», учащимися  были сделаны доклады:

«Приемы и методы биотехнологии» — Силина Алиса (10 класс)

«Биотехнологии и мировая экономика» — Соколова Анна (10 класс)

Б). По материалам экскурсии учащимися 10 «А» класса подготовлен стенд на  тему: «Бактерии на службе человека».

В). Подготовлен фоторепортаж об экскурсии.

   Весной 2009 года состоялась научная экспедиция для учащихся 9−11 классов в ФИБХ ( Филиал Институт Биоорганической Химии) г.Пущино с посещением лаборатории биотехнологии растений и питомника лабораторных животных.

Материалы, собранные в поездках  легли в основу научно-исследовательских проектов:  «ГМО – мифы и реальность» Григорян А. (11 класс) ;

 «Биотехнологии вчера, сегодня, завтра» Силина Алиса (10 класс);  «Клонирование организмов» Суханова Ю. (11 класс).

Проекты были  представлены на школьной ежегодной научно-практической конференции 14 мая 2009 года. На конференции в качестве почетных гостей и  экспертов были приглашены:

— руководитель    программы  «Наукограды- школе» Анрусенко В.В.

-руководитель ; учебного центра Физико-химической биологии и  биотехнологии  г.Пущино к.м.н. Судовцов В.Е.

— руководитель    учебно-научного ; центра Института Биоорганической химии им. академика М.М.Шемякина и академика Ю.А.Овчинникова  РАН  к.х.н. Овчинникова Т.В.

 На конференцию были также приглашены студенты, аспиранты и магистранты Государственного Университета г. Пущино.

Получился настоящий праздник Науки!

Исполнители проектов были отмечены почетными грамотами, а проект Сухановой Юли рекомендован к участию в международном конкурсе молодых ученых, приуроченном 75−летию со дня рождения Ю.А.Овчинникова, который состоялся  в сентябре2009 года. На этом конкурсе работа Сухановой Ю.А. была отмечена двумя международными дипломами:

дипломом участника международного конкурса молодых ученых в рамках Международной научной конференции по биоорганической химии биотехнологии и  бионанотехнологии, а также дипломом обладателя специального приза «Самому юному участнику».

Дальнейшие направления внеурочной деятельности по биологии в  гимназии 1306

  

Традиционными становятся встречи старшеклассников гимназии 1306 с учеными и  преподавателями Биологического ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова. Школьники знакомятся с  различными кафедрами факультета, с научными проблемами, решаемыми на кафедрах. Особенно большой интерес вызвала у ребят проблематика кафедры антропологии.

Уже многие годы на этой кафедре в рамках комплексного научно-исследовательского проекта по теме «Биологические и социальные факторы адаптации детей и молодежи России в современных условиях супериндустриального и  урбанизированного общества»  проводятся массовые антропометрические обследования учащихся старших классов. Возникла идея самим учащимся выполнить практическую часть работы, обработать и осмыслить полученные результаты.

В2009 году гимназия заключила договор о сотрудничестве с Биологическим ф-том МГУ им М.В.Ломоносова. Согласно договору, проектно-исследовательская деятельность учащихся должна проводиться на базе кафедры антропологии Биологического факультета и под руководством ее сотрудников.

Проект выполняли трое учащихся 9 класса нашей гимназии, каждый исполнитель выбрал для себя свое направление исследования. В результате, выделились три темы, объединенные общей идеей изучения особенностей человеческого организма в  юношеском возрасте.

Темы проекта:

1. Оценка физического развития подростков по антропометрическим параметрам (Ирбеткин Александр).

2. Изучение состава тела как способ  оценки физического развития подростков (Нерcесянц Борис). 

3. Изучение адаптационных возможностей организма в юношеском возрасте (Шалимов Антон).

Все три работы удостоились высокой оценки сотрудников кафедры антропологии и  завоевали высшие награды на городском конкурсе проектно-исследовательских работ «Мы и Биосфера».

Заключение

Признавая необходимость реформирования системы биологического образования, и  учитывая важность поставленных задач, необходимо разрабатывать  новую концепцию обучения биологии в средней школе. Биологические знания являются сегодня необходимостью не только для биологов, но являются одной из  составляющих уровня квалификации любого специалиста.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности в гимназии 1306 нацелена на  расширение знаний и представлений учащихся старших классов о современной биологической науке. Образовательный туризм обогащает представления учащихся в  этой области, придает эмоциональную окраску знаниям, полученным на уроках биологии.

Другой  перспективной формой взаимодействия гимназии с  исследовательскими институтами и университетами является выполнение  старшеклассниками экспериментальных задач на их базе. Под руководством  специалистов учащиеся  получают возможность знакомиться с различными методиками измерений, приобретают навыки работы с измерительными приборами, учатся обрабатывать результаты, делать выводы.

Главным результатом внеурочной деятельности по биологии и  научно-познавательных экспедиций  в гимназии 1306 явилось пробуждение интереса детей к такому «скучному», по мнению некоторых, школьному предмету, как биология, а трое учащихся старших классов нашей гимназии решили сделать биологию своей профессией.

                                                          ***

.Проектная деятельность на базе НИИ и  образовательный туризм являются современными адекватными способами получения новых знаний.

.Задачу пропаганды и популяризации науки необходимо решать совместными усилиями средней и высшей школы.

. В идеале, это должно стать частью программы модернизации среднего образования.



Главная страница    Контактная информация     Электронный дневник  
Официальный сайт ГАОУ Гимназия 1306: http://gymg1306.mskobr.ru/
© 2001−2013 Государственное автономное образовательное учреждение Гимназия 1306, administration@sch1306.ru