ГИМНАЗИЯ 1306 — АССОЦИИРОВАННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО — ШКОЛА МОЛОДЫХ ПОЛИТИКОВ
Государственное автономное образовательное учреждение

О гимназии Партнеры Гимназии Образование Дошкольные отделения Клуб молодых политиков Студии гостиные Пресс-центр День ЮНЕСКО Международные программы Наградная лента

Студии гостиные

Литературная гостиная Музыкальная гостиная Философско-этическая гостиная Художественная галерея Малый драматический театр Спортивная жизнь Хор Гимназии Студия бального танца КАПРИЗ

Зачем нужны писатели в школе

В первую годовщину открытия Московского университета на традиционном публичном собрании, состоявшемся 26 апреля 1756 года, Н.Н. Поповский, ученик и  единомышленник М.В. Ломоносова, один из первых отечественных профессоров, провозгласил: «ученье есть старости жезл, юным увеселение, утверждение в  счастье, в несчастье отрада…».

Уже в XVIII веке в России образование являлось обязательным условием процветания как отдельной личности, так и государства в целом. Образованный человек не тот, который получил образование в учебном заведении. Сегодня образованным может назвать себя лишь тот, кто может мыслить масштабно, кто правильно и красиво, грамотно и убедительно может говорить, кто хорошо воспитан и знает, как вести себя в обществе, обладает хорошим вкусом и манерами и не просто обогащен сведениями, а может знания свои использовать во благо.

«Прямую цену уму дает благонравие», – говорил Д.И. Фонвизин в «Недоросле». Сложное понимание сути образования, тот высокий духовный смысл, который в него вкладывается, определяют и серьезность его задач. Хочется, чтобы ученики, посредством изучения различных языков, и в первую очередь своего родного русского, приобщались к ценностям мировой культуры.

Чтобы дети, получив от нас, преподавателей, интеллектуальный багаж смогли потом, за стенами школы, воспользоваться им. И главное, чтобы знания, полученные в школе, не стали бы для них беликовскими калошами и зонтиком, куда бы они прятались от не всегда доброжелательной действительности. Все внеурочные занятия в школе № 1306 проводятся с целью укрепить и дополнить знания учащихся, полученные в основное учебное время.

Не секрет, что ребенок в несколько раз быстрее усваивает материал в игровой форме и, конечно же, быстрее выучит монолог Чацкого, чтобы сыграть роль в  школьном театре, нежели «из-под палки» к уроку литературы. Не важно какими путями мы, педагоги, достигнем нашей конечной цели – выпустить образованного и  интеллигентного 11−тиклассника, – главное, каждый день помогать детям повышать их образовательный и интеллектуальный уровень.

В школе № 1306 два раза в неделю учащихся и гостей принимает культурологический центр школы – Литературная гостиная. Здесь дети чувствуют себя и историками литературы, и критиками.

Гостями нашей Литературной гостиной в 2005/2006 учебном году стали такие известные писатели, историки литературы, критики, как Непомнящий В.С., Колесникова В.С., Торопцев А.П., Антонов А.К., Москвина М.Л., Бородицкая М.Я., Дашкова П.В., Дружинина М.В., Лунин В.В. Целью таких встреч является не только знакомство учащихся с деятелями отечественной культуры. В беседах, спорах рождается истина. Дети учатся не бояться знаменитых и интересных людей, привыкают общаться с учеными разных воззрений и позиций, с раннего возраста впитывают культуру не только по книгам и телевидению. Может быть, 11–12−летний ученик не понимает до конца, что значит в нашей отечественной культуре имя Непомнящий Валентин Семенович, но пройдут годы, и он будет гордиться тем, что жил в одно время с этим великим человеком, что школа, где прошли лучшие годы, дала ему уникальную возможность прикоснуться к живой легенде.

В 2005 году мы придумали для ребят новую форму усвоения школьного материала по литературе. В рамках Литературной гостиной факультативно проводятся занятия по курсу «История русской литературы. XVIII–XXI века». Цель курса –  систематизировать знания учащихся. Поскольку школьный курс литературы рассчитан на долголетний труд (4–11 классы), учащиеся не видят четкой структуры в  предмете. За долгие годы обучения литературный процесс в его целостности «размывается», и многие ученики понимают его неверно. Часто дети не могут соотнести время действия в художественном произведении с историческим временем. К сожалению, программы по истории и литературе в наших школах не «дружат» и  учащиеся не очень хорошо ориентируются в лите- ратурно-историческом процессе как таковом. Так что мало кто из проходивших «Войну и мир» Л. Толстого в 10−м классе, может грамотно разобрать текст с точки зрения историка литературы. Надеемся, что лекции по курсу истории литературы помогут ребятам преодолеть трудности на выпускных и вступительных экзаменах по литературе.

В школе № 1306 много внеурочного времени отводится развитию творче ских возможностей детей. В основе всякого творчества лежит Созидание и Самосо- вершенствование. Каждую неделю в школьной Литературной гостиной учащиеся 6,10−х классов встречаются с руководителем семинара по литературному творчеству Александром Петровичем Торопцевым – автором 32 книг по истории для детей.

Александр Петрович руководит семинаром по детской литературе в Литературном институте им. А.М. Горького и находит время для наших учеников. Результатом работы нашего семинара станет выход в конце учебного года литературного Альманаха, в котором семинаристы попробуют свои пока робкие творческие силы в  разных литературных жанрах: художественный перевод, эссе, литературная миниатюра, прозаическое произведение. Всего за три месяца семинарских занятий ребята научились более свободно излагать свои мысли на бумаге, используя разнообразные литературные приемы.

Безусловно, расширяется кругозор, появляется здоровый азарт – написать еще лучше, красивее. Создавая свое произведение, ребенок познает текст уже совершенно с иной точки зрения, поскольку мало иметь идею, мало придумать сюжет, нужно грамотно выстроить сюжетную линию, а для этого необходимо знать законы, по которым пишется любое по форме и содержанию произведение. Научиться хорошо писать можно, но это тяжелый труд, даже если развить талант, который, безусловно, есть в каждом ребенке. Занятия по развитию творческих способностей очень полезны хотя бы потому, что ребенок раскрепощается и одновременно дисциплинируется, начинает больше верить в свои силы, у него появляется интерес к познанию нового и созиданию. Что касается практической стороны вопроса, то  учащиеся, прошедшие школу семинара по детской литературе, легче быстрее и  грамотнее пишут сочинения, рефераты и доклады, не боятся принимать участие в  диспутах и высказывать свои суждения.

В целом, задача Литературной гостиной сводится к одному: воспитать в детях любовь к великому русскому языку, приобщить их к высокой культуре, научить уважать, ценить и любить друг друга.

Шмидт М.Г., руководитель Литературной гостиной школы № 1306

Фоторепортаж

Кликните на фотографию, чтобы получить ее увеличенное изображение.



Главная страница    Контактная информация     Электронный дневник  
Официальный сайт ГАОУ Гимназия 1306: http://gymg1306.mskobr.ru/
© 2001−2013 Государственное автономное образовательное учреждение Гимназия 1306, administration@sch1306.ru