| ||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||
![]() |
О гимназииОбращение директора гимназии Наша миссия Справка о Гимназии 1306 Наша история и символика Ресурсы гимназии Международные проекты Наши достижения Гуманитарный клуб Наши преподаватели Публикации о гимназии Отзывы о гимназии Зачисление в гимназию Как нас найти Выпускники Гимназии наша гордость Наши медалисты![]() | ![]() |
Начиная путь, не теряй времениИрина Петрова, журнал «Деловые люди» № 172−173 / 06 августа 2005Эти слова встречают каждого, кто идет в московскую школу №1306 с углубленным изучением иностранных языков. Девиз, выбранный старшеклассниками для школы вскоре после ее открытия. Школа очень молода ей всего 3 года. Но сделано уже очень много. А главное нестандартный подход виден во всем. За этим стоит человек с нестандартными взглядами на жизнь. С директором школы доцентом Московского государственного университета имени МВ. Ломоносова Еленой Спорышевой беседует Ирина Петрова.— Елена Болеславовна, что Вы сами думаете о роли личности в истории? — История это условия, в которых действует личность. Яркие события, повороты истории всегда связаны с появлением людей, которым нужно больше, чем другим.— Эти люди более амбициозны? — Они позволяют себе мечтать шире, чем обычно. У них нет ограничений на то, чтобы придумать— Так что же вы придумали, что пришолось изменить жизнь? — Придумали школу, в которой ставится цель воспитывать ребят в духе как раз такой лидерской ответственности но не только за себя, а за свою страну. А по сути получается школу, в которой мечтать широкомасштабно это норма жизни. А когдаВозвращаясь к Вашему вопросу про историю: конечным пунктом коллективного процесса становится отдельный человек, который берет на себя ответственность за принятие окончательного решения. Так происходит ведь и в государстве. И от личности того, кто держит в руках шрутвал власти, зависит очень многое. Этот штурвал может быть побольше, поменьше. Но к управлению нужно быть готовым. Во времена монархии к управлению страной человека готовили с раннего детства. Воспитывал дворянина, ему прививали соответствующие его будущему положению и предназначению в обществе не только навыки поведения, но и представления о чести, достоинстве. И внушали ответственность за Отечество. Щедрость души, знания и открытия, которыми университет всегда делился, позволили именно ему, Московскому, стать центром российской науки и культуры. Именно просветительская деятельность университета способствовала созданию при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия, а позднее Казанский университет, Академия художеств в Петербурге, которая до 1764 года находилась в ведении Московского университета; Малый театр; Музей изящных искусств ныне Музей изобразительных искусств им. АС. Пушкина; Ботанический сад; Зоопарк В ХIХ веке в университете были образованы первые научные общества: испытателей природы, истории и древностей российских, любителей российской словесности. Соединение в деятельности этого учебного заведения задач провсещения науки и культуры превратило его, по выражению А.И.Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры. Гениальность замысла М.В.Ломоносова, так стремившегося создать университет, заключалась в ясности, простоте и четкой логике развития будущей российской науки. От малого зернышка к могучему колоссу. Интересно, что начинался университет в Москве четырьмя отделениями: нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук, из которых нравственность и политические науки были далеко не последними. Важной представлялась преемственность различных ступеней образования. По Уставу 1804 года Университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России. Университетские ученые традиционно писали учебники для школ и гимназий, немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства. Иногда в голову приходит крамольная мысль: может быть, реформа образования в эту сторону дала бы лучшие результаты? Выпускников Московского государственного университета отличает умение в течение всей жизни продолжать обучаться, стремление совершенствоваться, которое не исчезает с возрастом. И конечно, то, что сегодня модно называть стратегическим мышлением. Это умение системно мыслить и комплексно рассматривать проблему, прогнозировать развитие, находить пути управления этими процессами. Эти качества выпускников позволяют им эффективно работать в самых разных областях, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и ситуации, правильно оценивать ее, своевременно реагировать на происходящие изменения. Название университета получили сегодня многие вузы. Но учить своих студентов не сведениям, а умению мыслить не так просто, как поменять вывеску на фасаде. Еще одна важнейшая черта «человека университетского» социальная ответственность. Ученые, исследователи всегда понимали, что от их работы зависит прогресс и сила страны, государства. Ответственность за качество научной работы, за использование ее результатов, за внедрение Так что для меня самой этот поворот был вполне логичным. — Вы стали в этом году кавалером ордена «Слава России». Это приятно? — Конечно, очень приятно. Вообще человеку важно, чтобы его труд, его усилия были оценены.— Что самое трудное в работе директора школы? — Для меня бюрократическая рутина. Не потому, что трудно, а потому, что неинтересно, отвлекает коллектив от реальной работы с детьми. Времени на нее жалко и сил.— А в жизни директора школы? — В жизни самое трудное переключаться с текущих проблем школы. Надо же сохранять возможность мечтать широко и в себе самом без этого и школа не будет развиваться, расти. А повседневность «затягивает».— А что самое приятное? — Счастливые лица детей, их горящие, увлеченные глаза.— Что вы потеряли и что приобрели, приняв на себя руководство школой? — Потеряла размеренность жизни. Приобрела радость постоянного творчества.— Удается ли директору школы оставаться женственной? Или для вас это не очень важно? — Для меня это важно. Внешне надеюсь, что в определенной степени удается.— С кем бы вы сравнили директора школы? — С режиссером. Тот же баланс демократичности и уважения к творческой самостоятельности личности и одновременно четкости замысла.Как и в театре, очень много зависит от того, насколько профессионален коллектив. — Как вы любите проводить свободное время? — Очень люблю природу: не только легко дышится легко думается.— Вы в самом расцвете творческих сил и возможностей. Как вы планируете дальнейший карьерный рост? |
|