ГИМНАЗИЯ 1306 — АССОЦИИРОВАННАЯ ШКОЛА ЮНЕСКО — ШКОЛА МОЛОДЫХ ПОЛИТИКОВ
Государственное автономное образовательное учреждение

О гимназии Партнеры Гимназии Образование Дошкольные отделения Клуб молодых политиков Студии гостиные Пресс-центр День ЮНЕСКО Международные программы Наградная лента

О гимназии

Обращение директора гимназии Наша миссия Справка о Гимназии 1306 Наша история и символика Ресурсы гимназии Международные проекты Наши достижения Гуманитарный клуб Наши преподаватели Публикации о гимназии Отзывы о гимназии Зачисление в гимназию Как нас найти Выпускники Гимназии — наша гордость Наши медалисты

Начиная путь, не теряй времени

Ирина Петрова, журнал «Деловые люди» № 172−173 / 06 августа 2005

Эти слова встречают каждого, кто идет в московскую школу №1306 с углубленным изучением иностранных языков. Девиз, выбранный старшеклассниками для школы вскоре после ее открытия.

Школа очень молода — ей всего 3 года. Но сделано уже очень много. А главное — нестандартный подход виден во всем. За этим стоит человек с нестандартными взглядами на жизнь. С директором школы доцентом Московского государственного университета имени МВ. Ломоносова Еленой Спорышевой беседует Ирина Петрова.

— Елена Болеславовна, что Вы сами думаете о роли личности в  истории?

— История — это условия, в которых действует личность. Яркие события, повороты истории всегда связаны с появлением людей, которым нужно больше, чем другим.

— Эти люди более амбициозны?

— Они позволяют себе мечтать шире, чем обычно. У них нет ограничений на то, чтобы придумать что-то небывалое, грандиозное. А потом уже начинают просматриваться и пути достижения того, что придумали.

— Так что же вы придумали, что пришолось изменить жизнь?

— Придумали школу, в которой ставится цель воспитывать ребят в духе как раз такой лидерской ответственности — но не только за себя, а за свою страну. А по сути получается — школу, в которой мечтать широкомасштабно — это норма жизни. А  когда что-то придумал — хочется воплотить.
Вообще-то это как в холодную воду: с разбега прыгнул, а дальше приходится плыть.
Возвращаясь к Вашему вопросу про историю: конечным пунктом коллективного процесса становится отдельный человек, который берет на себя ответственность за  принятие окончательного решения. Так происходит ведь и в государстве. И от личности того, кто держит в руках шрутвал власти, зависит очень многое. Этот штурвал может быть побольше, поменьше. Но к управлению нужно быть готовым. Во  времена монархии к управлению страной человека готовили с раннего детства. Воспитывал дворянина, ему прививали соответствующие его будущему положению и  предназначению в обществе не только навыки поведения, но и представления о  чести, достоинстве. И внушали ответственность за Отечество.

— Но все-таки, почему Вы в своей собственной жизни сделали такой крутой вираж? Для человека университетского стать директором школы — мягко говоря, нетипичный взгляд на карьерный рост…

— Профессор, преподаватель, сотрудник МГУ — на мой взгляд, человек особый. Московский университет всегда играл выдающуюся роль в распространении и  популяризации знаний. На лекциях профессоров любого факультета могла свободно присутствовать публика. Сохранил эту традицию университет и ныне. И так же, как прежде, на лекциях профессоров, чьи имена являются гордостью российской науки, в аудиториях собираются не только студенты, аспиранты и преподаватели этого факультета, но и увлеченная, думающая молодежь с других факультетов, столичная интеллигенция, преподаватели других вузов. Собираются потому, что эти люди несут больше, чем блестящие лекции: в них самих есть то, чем славен университет в веках — настоящее просветительство.
Щедрость души, знания и открытия, которыми университет всегда делился, позволили именно ему, Московскому, стать центром российской науки и  культуры. Именно просветительская деятельность университета способствовала созданию при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия, а позднее Казанский университет, Академия художеств в Петербурге, которая до 1764 года находилась в ведении Московского университета; Малый театр; Музей изящных искусств — ныне Музей изобразительных искусств им. АС. Пушкина; Ботанический сад; Зоопарк… В ХIХ веке в  университете были образованы первые научные общества: испытателей природы, истории и древностей российских, любителей российской словесности. Соединение в  деятельности этого учебного заведения задач провсещения науки и культуры превратило его, по выражению А.И.Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Гениальность замысла М.В.Ломоносова, так стремившегося создать университет, заключалась в ясности, простоте и четкой логике развития будущей российской науки. От малого зернышка к могучему колоссу. Интересно, что начинался университет в Москве четырьмя отделениями: нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук, из которых нравственность и политические науки были далеко не последними.
Важной представлялась преемственность различных ступеней образования. По Уставу 1804 года Университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России. Университетские ученые традиционно писали учебники для школ и гимназий, немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства. Иногда в голову приходит крамольная мысль: может быть, реформа образования в эту сторону дала бы лучшие результаты?
Выпускников Московского государственного университета отличает умение в течение всей жизни продолжать обучаться, стремление совершенствоваться, которое не  исчезает с возрастом. И конечно, то, что сегодня модно называть стратегическим мышлением. Это умение системно мыслить и комплексно рассматривать проблему, прогнозировать развитие, находить пути управления этими процессами. Эти качества выпускников позволяют им эффективно работать в самых разных областях, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и ситуации, правильно оценивать ее, своевременно реагировать на происходящие изменения. Название университета получили сегодня многие вузы. Но учить своих студентов не сведениям, а умению мыслить не так просто, как поменять вывеску на фасаде.
Еще одна важнейшая черта «человека университетского» — социальная ответственность. Ученые, исследователи всегда понимали, что от их работы зависит прогресс и сила страны, государства. Ответственность за качество научной работы, за использование ее результатов, за внедрение…
Так что для меня самой этот поворот был вполне логичным.

— Вы стали в этом году кавалером ордена «Слава России». Это приятно?

— Конечно, очень приятно. Вообще человеку важно, чтобы его труд, его усилия были оценены.

— Что самое трудное в работе директора школы?

— Для меня — бюрократическая рутина. Не потому, что трудно, а потому, что неинтересно, отвлекает коллектив от реальной работы с детьми. Времени на нее жалко и сил.

— А в жизни директора школы?

— В жизни самое трудное — переключаться с текущих проблем школы. Надо же  сохранять возможность мечтать широко и в себе самом — без этого и школа не  будет развиваться, расти. А повседневность «затягивает».

— А что самое приятное?

— Счастливые лица детей, их горящие, увлеченные глаза.

— Что вы потеряли и что приобрели, приняв на себя руководство школой?

— Потеряла размеренность жизни. Приобрела радость постоянного творчества.

— Удается ли директору школы оставаться женственной? Или для вас это не очень важно?

— Для меня это важно. Внешне — надеюсь, что в определенной степени удается. Все-таки школа — это не офис. Хотя в целом в школе принят деловой стиль одежды и для учеников, и для педагогов. Не униформа, а именно свой стиль. А  внутренне… Если под женственностью понимать определенную гибкость, понимание переживаний и проблем других людей — то да. А если возможность расслабиться, покапризничать, переложить на кого-то принятие решения — то нет. А иногда тоже хочется…

— С кем бы вы сравнили директора школы?

— С режиссером. Тот же баланс демократичности и уважения к творческой самостоятельности личности и одновременно четкости замысла.
Как и в театре, очень много зависит от того, насколько профессионален коллектив.

— Как вы любите проводить свободное время?

— Очень люблю природу: не только легко дышится — легко думается.

— Вы в самом расцвете творческих сил и возможностей. Как вы планируете дальнейший карьерный рост?

— Я по-прежнему мечтаю соединить образовательный процесс школьный с  университетским. У нас со старшеклассниками работают многие преподаватели МГУ. Но этого мало. Нужные единые программы развития ребят. И использовать их нужно с 14 лет.


Главная страница    Контактная информация     Электронный дневник  
Официальный сайт ГАОУ Гимназия 1306: http://gymg1306.mskobr.ru/
© 2001−2013 Государственное автономное образовательное учреждение Гимназия 1306, administration@sch1306.ru